Элементы домовой резьбы по дереву

Виды и направления в домовой резьбе по дереву

Домовая резьба по дереву – старинное ремесло, насчитывающее множество веков. С помощью обычных топора, пилы и стамески мастера-резчики по дереву создали немало прекрасных образцов резного декора. В домовой резьбе по характеру и технике исполнения выделяют следующие направления.

Глухая рельефная резьба, характеризуется сплошным плоским “глухим” фоном и высоким рельефом узора. Рельефная резьба наиболее раннего периода представлена элементами геометрической резьбы в виде кругов, звезд, крестов, ромбов, квадратов, розеток, имеющих явную связь с языческими символами славян – магическими оберегами.

Позднее эти элементы складываются в геометрические орнаменты различной сложности: от простейших “родовых”, “солярных” и “громовых” знаков до сложных, состоящих из множества мелких элементов.

В старину такая резьба использовалась в украшении деталей, фасадов зданий в северо-западных районах России, а также в домовом декоре русского севера – прялок, предметов домашней утвари.

Обратите внимание

Для создания на деревянных элементах домов различных орнаментов с природными мотивами стали использовать элементы контурной резьбы: небольшие тонкие желоба, слегка врезанные в дерево и проходящие по всему контуру рисунка. Появились орнаменты с множеством стилизованных листьев, русалок – берегинь, вьющихся растительных побегов, окружающих цветок, с изображениями различных животных и т.д.

Прорезная или пропильная резьба. Сквозная, прорезная или пропильная резьба чаще других техник применяется в оформлении деревянных строений: сельских домов, беседок, теневых навесов.

Часто ее называют “выпиловкой”, “кружевной прорезью” за внешнее сходство с кружевами, “ажурной”. Резьба основана на пропиливании узоров. Фон удаляется полностью, а основной узор располагается в одной плоскости и выполняется сверлением и выпиливанием.

Пропильная резьба по технике выполнения достаточно проста, не требует сложного оборудования и каких-то особых навыков, поэтому очень широко распространена в России с давних времен. Ею украшали деревянные дома и в селах и в городах.

В технике пропильной резьбы можно украсить дом красивыми подзорами, карнизами, оформить крышу, въездные ворота или забор.

Пропильная резьба получила широкое распространение во многих областях России, поэтому часто это понятие используют в качестве синонима домовой резьбы как таковой. Уже с XI века архитектурная сквозная резьба была известна древнерусским мастерам и применялась в украшении причелин, наличников, болясен.

Но лишь только во второй половине XIX века пропильная резьба, выполненная с помощью пил стала широко использоваться; до этого пилы были очень несовершенны и пользоваться ими было трудно.

Ярославская, Костромская, Владимирская, Нижегородская области Верхнего Поволжья исторически считаются древнейшими очагами резьбы по дереву. Здесь пропильная резьба получила наиболее полное развитие.

В технике пропильной резьбы выполнены деревянные кружева домов русского Севера, центральной России, Урала, Сибири и Дальнего Востока. В конце XIX – н. ХХ века пропильная резьба становится главенствующей, подчиняя себе все остальные формы.

Объемная или скульптурная резьба позволила воспроизвести в деревянной пластике образы и сюжеты народного быта Руси, создать шедевры русской деревянной скульптуры. На Руси благодаря обилию лесов имелись все условия для процветания этого выразительного, обладающего огромной эмоциональной силой искусства.

Важно

В своем историческом прошлом деревянная скульптура восходит ко времени Древней Руси и тесно связана с языческими верованиями: в Х – XII вв. в доме или на территории усадьбы было принято держать языческого идола, лешего или домового.

В более поздние времена деревянная скульптура была связана с магией земледелия, а также с образами воинов, олицетворяющими мужество и геройство.

Многие ученые считают, что возведение скульптуры божества или тотемного животного на гребень (“конек “) крыши жилого дома перешло с деревянных кораблей, в носовой части которых находились “оберегающие” корабль и команду фантастические существа, связанные с водной стихией.

Каждый из перечисленных техник домовой резьбы имеет свои виды и разновидности. Домовая резьба есть переплетение, сочетание, всех доступных приемов и технологий, позволяющих строить современные дома не только практичными, но и

Источник: https://cyberpedia.su/3x10ad5.html

Домовая резьба по дереву эскизы

Резной дом

Прорезная резьба

Прорезная резьба выполняется  методом  сквозного прорезания дощечек толщиной от 5 до 50 мм. Этот вид резьбы также называют сквозным или пропильным.

От других видов деревянной резьбы он отличается тем, что полностью удаляется фон рисунка.

Получаемый при этом эффект воздушности, в сочетании с одновременной простотой методов изготовления прорезной резьбы объясняет ее широкое использование в декоративном оформлении домов.

https://www.youtube.com/watch?v=4v23Wvpjk50

Ажурный рисунок со сквозными отверстиями, при освещении его солнцем, отбрасывает такую же кружевную тень, а изменяющийся в течение дня угол освещения приводит к изменению теневого рисунка и всего облика фасада здания в зависимости от погоды. Часто прорезную резьбу используют в многоярусных конструкциях причелин, подзоров или наверший наличников. В этом случае эффект воздушности деревянных кружев многократно усиливается.

Методы выполнения прорезной резьбы

Изготовление изделия украшенного резьбой начинается с выбора орнамента и подготовки рисунка для переноса на дерево. Следует помнить, что для домовой резьбы не следует выбирать эскизы с мелкими деталями. Маленькие элементы снизят долговечность резных изделий и будут теряться на крупном фоне фасада, так как домовая резьба красиво смотрится при целостном осмотре здания, с расстояния.

Рисунок резьбы, выполненный на бумаге, приклеивается к доске и затем  в тех участках, которые должны быть удалены засверливаются отверстия для ввода полотна пилы. Часто диаметр этих отверстий подбирается таким образом, чтобы они совпадали с частью рисунка удаляемых участков. Тогда сокращается количество трудных криволинейных линий, которые приходится проходить пилой.

При изготовлении изделий с прорезной резьбой могут быть использованы самые разнообразные инструменты, например, стамеска и нож. Работа стамеской и ножом весьма утомительна и малопроизводительна, использовать их для сквозной резьбы нерационально.

Быстрее дело будет продвигаться с ручной пилой и дрелью. Рисунок резьбы подбирается так, что будет состоять только из круглых отверстий и прямолинейных или слабо искривленных участков.

Таким способом эта резьба в России изготавливалась еще с 19 века, откуда и произошло ее другое название – пропильная.

В настоящее время, чаще всего, умельцами используется электролобзик. Во-первых, значительно вырастает производительность и человек затрачивает меньше усилий.

Во-вторых, благодаря узкому полотну электролобзика удается прорезать участки с малым радиусом поворота. К недостаткам этого способа можно отнести необходимость просверливания отверстий для ввода полотна лобзика.

Поэтому их стараются размещать так, чтобы они являлись частью удаляемого рисунка.

Совет

Сейчас появился еще один способ прорезной резьбы.  Резьба нагретой проволокой. Нихромовую (или из другого высокоомного материала) проволоку, диаметром 0,3-0,8 мм и длиной  0,5-1,0 м подключают через трансформатор к электросети.

Напряжение на отрезке проволоки должно быть таким, чтобы она разогревалась до темно красного цвета, Работает эта проволока в вертикальном положении, для чего к верхней ее части прикрепляется ручка, а к нижней – грузик массой  0,5-1,0 кг.

Человек перемещает эту проволоку за ручку вверх, а вниз она двигается под действием грузика. Раскаленная проволока в процессе движения прожигает участок древесины вдоль линии, по которой ее ведет резчик.

Таким способом достигается и относительно высокая производительность и возможность прорезания мелких элементов и участков с малым радиусом поворота.

К недостаткам можно отнести необходимость каждый раз отключать нагревательную нить от проводов идущих к трансформатору, для того чтобы перейти на новый сквозной участок. Большое количество выделяющегося при работе угарного газа от тлеющей древесины  требует  хорошей вытяжки воздуха из зоны работы. Не всем, также, нравятся черные обугленные кромки элемента украшенного резьбой.

Разновидностью способа с прожиганием древесины является применение для этих целей станков ЧПУ лазерной резки. Получаемая с помощью подобного станка резьба отличается высокой точностью и строгой повторяемостью элементов. К сожалению, пока лазерная резка является достаточно дорогим удовольствием.

Выполнять прорезную резьбу по дереву можно и с помощью ручных фрезерных машин. Благо их сейчас продается предостаточно на любой вкус. Работа таким фрезером  увлекательна, но и достаточно сложна.

Потребуется сперва приобрести навыки обращения с этим инструментом.

Работа фрезером уступает электролобзику в производительности, но превосходит  в качестве обрабатываемой кромки и не требует предварительно засверливания отверстий.

Обратите внимание

Последний, по счету, но отнюдь не по качеству,  метод  прорезной резьбы, которым мы и пользуемся, –  это резьба на фрезерном станке с ЧПУ. Выполняемая Резнойдом.ру прорезная резьба отличается высокой точностью. Один элемент полностью повторяет другой.

Расчет орнамента может проводиться таким образом, чтобы на изделии, скажем наличнике или карнизе, укладывалось целое число резных элементов и не приходилось их распиливать при монтаже. Благодаря достаточно большому размеру рабочего стола, мы можем целиком изготавливать резьбу на фронтоны зданий или кронштейны.

Некоторые образцы резных элементов выполненных из сосны показаны на рисунках. Но эти элементы не являются для нас единственно возможными. Достаточно быстро мы можем разработать, согласовать с заказчиком и изготовить резьбу с любым другим рисунком и размерами.

Материал для резных элементов также определяется по согласованию с заказчиком, от сосны и березы, до дуба и лиственницы. Для более подробных ответов достаточно лишь позвонить по телефону  8-(926)-274-67-29 .

https://www.youtube.com/watch?v=zX9zGTaPk9o

Нужно заметить, что нет принципиальной разницы между прорезной резьбой и накладной. Просто при накладной резьбе  резные элементы наклеиваются или прибиваются к доске и образуется сплошной глухой фон.

Для большей заметности выступающие резные элементы часто окрашиваются в цвета контрастирующие с фоном. Методы и способы, используемые при изготовлении накладной резьбы остаются теми же, что и при прорезной.

Художественная резьба по дереву (фото) на заказ – все для дома и участка

Услуги мастера ручной резьбы по дереву (прорезная) — от эскиза до воплощения

Художественная резьба по дереву (фото наших работ представлено на этой странице) позволяет создавать уникальные предметы интерьера и домашнего обихода. Применяя различные техники, наши мастера

создают великолепные скульптуры, а также объекты ландшафтно-архитектурного предназначения. В руках специалистов обычный кусок бруса превращается в настоящее произведение искусства.

Воспользовавшись нашими услугами, вы сможете:

  • изменить архитектурный облик здания
  • красиво оформить придомовую территорию
  • создать собственный стиль в интерьере.

Древесина — экологически чистый материал, обладающий теплой энергетикой.

Применение его для декорирования помещений, а также для обустройства фасада, позволяет добиться внешней и внутренней гармонии здания.

Мастера резьбы имеют большой опыт работы. как с крупными, так и с небольшими объектами. Мы осуществляем производство различных предметов и элементов садово-паркового строительства по эскизам заказчика. Для воплощения вашего проекта в жизнь используется древесина высокого качества.

Отборные заготовки не имеют таких дефектов, как трещины и выпадающие сучки. Благодаря применению специальной технологии просушки материал обретает устойчивую геометрию, что гарантирует сохранность формы готовых изделий.

Читайте также:  Чертеж металлической лестницы

Обработка заготовок осуществляется ручным способом особо тщательно и аккуратно.

Художественная ручная резьба (фото смотрите на странице) по дереву — это эксклюзивные работы, аналогов которым не существует.

Если вы заказываете разработку индивидуального проекта у нас от эскиза до реализации, то будьте уверены в том, что получите уникальные изделия. Древесина — натуральный материал, работа с которым требует достаточного опыта и определенных навыков.

Наши специалисты обладают и тем и другим, убедиться в этом вы можете, ознакомившись с фотографиями работ, размещенными на нашем сайте.

Выполненная на заказ по дереву резьба домовая украсит ваш дом и участок. У нас вы можете заказать:

  • мебель и предметы хозяйственного обихода (серии посуды, банные принадлежности и т.п.)
  • архитектурные элементы (крыльцо, колонны, балясины, лестницы, навесы и т.д.)
  • все для оформления приусадебного участка (беседки, колодезные домики, скамейки)
  • элементы декора (настенное панно)
  • оформление детской площадки (качели, домики, песочницы).

Если Вы решили изготовить только резные наличники для окон и дверей своего дома, то знаний основных особенностей выполнения домовой резьбы, полученных на предыдущей странице, будет более, чем достаточно. Но, для принятия решения об оформлении дома элементами домовой резьбы в полном объеме, нужно обладать дополнительными знаниями правил внешнего и внутреннего деревянного декора.

На этой странице мы продолжим разговор о домовой резьбе и поговорим о том, как профессионально и качественно сделать внутреннее и внешнее оформление зданий.

Ознакомимся с небольшими секретами этого увлекательного ремесла и поможет нам в этом мастер своего дела с большим опытом работы по оформлению зданий различными видами резьбы –

Барабаш Юрий Григорьевич.

Источники: http://reznoidom.ru/prorezn.html, http://sdm-mast.ru/rezba-po-derevu/, http://www.curbala.ru/domovaja-rez_ba.htm

Выбираем цвет стен: При выборе цвета под покраску стен, стоит всегда помнить, что светлые тона вызывают иллюзию простора в помещении.

Простое средство от тараканов: Средство от тараканов. Смешайте десять частей порошка буры, пять частей ржаной муки, пять частей сахарной пудры, три части канифоли. Посыпьте получившимся порошком места обитания тараканов.

Источник: http://www.sferatd.ru/derevo/domovaja-rezba-po-derevu-jeskizy.html

Резьба по дереву, домовая резьба: описание с фото, техника работы и шаблоны орнамента

Выполненные в этническом стиле фасады выделяются ярким народным промыслом — домовой резьбой, или резьбой по дереву. Декором фронтальной части дома выступают геометрические, животные и растительные орнаменты, замысловатые сюжеты.

Художественная композиция вырезается по древесине специальным столярным инструментом. Все элементы резьбы чаще всего выполняются съемными. Резные части накладываются на кровельные лемеха и наличники после вырезания орнамента.

Исключение — колонны и двери дома, в случае с которыми резьба наносится непосредственно на строение.

История возникновения ремесла

Один из древнейших способов резьбы по дереву — домовая резьба — зародился на берегах Волги под руками зодчих, украшавших носовую часть кораблей. Узоры отображали растительный и животный мир, символы, связанные с водной стихией. Из-за своего происхождения домовая резьба часто именуется корабельной.

https://www.youtube.com/watch?v=d906S70IodM

Простая фактура древесины, легко подвергающаяся обработке, позволяла украшать свои дома даже простым крестьянам. Материальное положение и статус семьи находили отражение в размерах и сложности орнамента и деревянных кружев.

Жители Среднего Поволжья в начале XIX века переняли опыт у корабельщиков, начав украшать узорами коньки и крыши домов. Вид творчества со временем набирал популярность, и мастера стали украшать остальные элементы построек.

В то время домовая резьба и резьба по дереву были трудоемким и сложным процессом. Который выполнялся полностью вручную. Работа усложнялась большими масштабами; материалом для работы служила древесина твердых и долговечных пород — ели, сосны, — способных выдерживать знойную жару и суровую зиму на протяжении длительного времени.

Развитие ремесла

По мере развития искусства «художество» наносилось не только на ставни и наличники, но и на калитки, ворота, перила и карнизы. Домовая резьба по дереву была не только декоративной отделкой, но и своеобразным оберегом для семьи, призванным охранять людей от злых духов. Сейчас некоторые жители загородных домов тоже придерживаются этого мнения.

Популярность корабельной резьбы к середине XIX века достигла таких высот, что рисунки стали наноситься на корпуса часов, предметы мебели и рамки зеркал. Мастера вырезали растительные и животные орнаменты, переплетающиеся между собой.

А также фантастических зверей и мифических персонажей, ажурные абстракции, не отягощенные конкретными сюжетами. Трафареты домовой резьбы по дереву передавались в семьях столяров из поколения в поколение. Это ремесло очень ценилось.

Источник: https://labuda.blog/222228

Домовая резьба

Как только люди стали жить в пещерах и шалашах, в них сразу проснулась тяга к прекрасному. Им хотелось декорировать свои дома тем, что казалось им наиболее привлекательным. Это делалось для того, чтобы отпугнуть другие племена, а также с целью показать свою статусность и важность.

Для этих же целей они украшали и себя самих. Позже, с приходом религии многобожества, украшения стали делаться с целью задобрить богов: вовремя вызывать дождь, отгонять злых духов, получать урожай и так далее.

Уже намного позже декорирование дома стало настоящим искусством, требующим мастерства и усидчивости. Летом люди работали в поле, а в зимние короткие дни могли позволить себе предаться и такому увлечению, как резное дело.

Важно

Различные орнаменты служили оберегами, вырезались фигурки животных и птиц, использовались растительные элементы. Мы расскажем и покажем всё о домовая резьбе и её интересных фактах!

Позже сформировалась отдельная отрасль резьбы по дереву для украшения фасадов и наличников дома, получившая название домовой резьбы.

Материал для резьбы по дереву лучше собирать зимой – дерево в это время года более сухое, в нем не циркулирует сок. Просушивают заготовки в течение нескольких лет, но в строительных и специализированных магазинах можно купить готовый брус.

Для внутренних работ хорошо подходят мягкие породы дерева, как липа и ольха, а для наружного украшения – твердые, хвойные породы. По ним резать сложнее, но они служат намного дольше.

К тому же, с современными инструментами твердость – не большая проблема: для домовой резьбы часто используется фрезер или электрический лобзик. Чтобы получились красивые изделия, не нужно обладать умением рисовать.

Достаточно лишь крепко держать инструмент в руке и резать четко по трафарету.

Следует отметить, что для наружного украшения дома чаще всего используется техника прорезной резьбы.

Как выполнять домовую резьбу: советы от профессионалов

Перед началом резьбы для своего дома: инструменты, советы, подготовка.

Для начала необходимо приобрести инструмент. Это может быть ручной или электрический лобзик с набором пилок или фрезер. Также понадобится дрель, наждачная бумага, а еще лак или краска, подходящие для наружных работ; кисточки для них.

Необходимо замерить все части дома, которые предстоит декорировать. Согласно размерам набрать бруски толщиной 1,5-2,5 см. Важно следить, что они из твердой породы дерева, не имеют трещин, сучков и сколов.

Техника безопасности при работе с деревом и электроинструментами.

Работать следует на улице или в хорошо проветриваемых помещениях, лучше всего в защитных очках и респираторе: стружка и опилки могут попадать в глаза и легкие, чего следует избегать.

Совет

Для удобства работы очень важно также хорошее равномерное освещение, чтобы видеть все детали и рисунки, по которым предстоит резать.

Где найти эскизы для домовой резьбы по дереву для экстерьера.

Существует огромное количество книг в свободном доступе и в магазинах, где можно найти огромное количество эскизов и идей для домовой прорезной резьбы с фото и примерами работ народных умельцев. Не меньше интересных решений можно отыскать на просторах интернета. После того, как шаблон выбран, необходимо его подогнать под нужные размеры.

Можно воспользоваться графическими редакторами или сделать это самому.
С чего начать домовую резьбу по дереву своими руками.
Из плотного картона вырезается шаблон, предварительно нарисованный или распечатанный из интернета. Это, как правило, небольшой фрагмент узора, многократно повторяющийся на наличнике или другом элементе дома.

Его необходимо обвести карандашом на подготовленном и заранее ошкуренном бруске, после чего передвигать трафарет и обводить столько раз, сколько требует размер будущего элемента декора.

После того, как “выкройка” перенесена на дерево, нужно выпилить сначала форму изделия, то есть внешние контуры, после чего просверлить в будущих вырезах отверстия дрелью и расширить их до нужного размера и формы своим основным инструментом.

От чего зависит результат и внешний вид изделия в технике домовой резьбы? Работа несложная, но кропотливая, требует терпения и аккуратности, ведь чем ровнее узор, тем лучше выглядит результат.

Важно помнить о симметрии: например, правый и левый наличники окна надо вырезать зеркально, все узоры должны быть на одной высоте и одинаковой ширины.

В этом случае дом получится действительно красивым, на него будет приятно смотреть и невозможно отвести глаз.

Как правильно установить накладные элементы на свои места

Детали нужно покрыть краской или лаком до того, как их устанавливать.

Существует несколько видов крепежа для накладных элементов. Обычно для этого используют несквозные шканты, точно вымерив расстояния на стене и прикрепляемой детали. В этом случае крепеж не будет видно со стороны, он надежен и удобен.

Есть еще один вариант, более легкий и удобный: прибить деталь гвоздями. В этом способе есть недостаток: шляпки гвоздей будет видно, и они могут со временем заржаветь.

Чтобы предотвратить это, шляпки уже на месте покрывают той же краской, что и сам элемент декора.

При правильном и точном исполнении рекомендаций домовая резьба получится красивой, а дом будет выглядеть как в самых добрых русских традициях.

Подборка видео по теме статьи

Источник: https://sdelala-sama.ru/podelki/1087-domovaya-rezba.html

Домовая резьба. Древние славянские символы

Сакральные знаки, обозначающие солнце и его ход, птиц и коней — перевозчиков солнца, землю, мировое древо, богинь, ночных драконов, небосвод и небесные запасы влаги и плодородия — все это, с одной стороны, должно было защитить дом и его обитателей от зла и опасностей — поэтому особое внимание уделялось отверстиям, входам в дом — например, дверям и окнам. Так и получилось, что наличники, закрывающие щель между дверной рамой и стеной дома, кроме защиты от холода и сквозняков, должны были защищать еще и от нематериального зла. 

Повсеместно разлитой опасности была «противопоставлена повсеместность солнечного света; при этом была подчеркнута закономерность неизбежного прихода солнца в новый день вместе с утренней зарей» (Б.А.

Рыбаков) С другой стороны, изображенная картина мира — от конька до порога и до ворот — делала дом мирокосмом, отражением макрокосма, вписывала его в мир, должна была обеспечить лад, согласие с миром, а следовательно, и благополучие.

Обратите внимание

Таким образом, домовая резьба изначально несла двойную функцию — защитную и обеспечивающую благополучие, и лишь затем, с некоторой секуляризацией мировоззрения, появилась эстетическая функция, резьба например могла подражать городской лепнине, или, в более ранних образцах, белокаменной резьбе храмов, или, если речь идет о Поволжье — корабельной резьбе.

Читайте также:  Уличный камин для дачи

Однако, если мы внимательно посмотрим на корабельную и белокаменную резьбу, то в ней также заложен сакральный смысл, используются сакральные символы и сюжеты, общие для разных культур. Рыбаков в ствих работах выстраивает цепь преемственности сакральной символики, используемой в защитно-заклинательных целях, от каменного века до этнографических данных.

Есть специалисты, которые не согласны с эти подходом, считая. что нельзя выстраивать столь прямую линию. Однако, с нашей точки зрения, нельзя отрицать устойчивое использование определенной символов на протяжении практически всей истории человечества, при этом, конечно изменялись оттенки смысла, менялась область использования.

О наличие защитной орнаментации домов и предметов быта говорят материалы раскопок Трипольской культуры. Фрагменты домовой резьбы были обнаружены и при раскопках древнего Киева, и Великого Новгорода. Исторические источники говорят о бытовании резьбы на Руси.

К сожалению, дерево — не слишком долговечный материал, поэтому действительно сложно выстроить непрерывную материальную цепочку между материалами раскопок, средними веками и основной массой этнографических образцов, относящихся большей частью к 19 и 20 векам и испытавших влияние городской культуры.

На наиболее старых образцах мы можем обнаружить практически всю традиционную картину мира, более современные образцы тяготеют к большей орнаментальности, однако и в них оказываются включенными сакральные символы. Традиционная картина мира отличается от уже привычной нам научной картины мира.

В общем и целом в ней мир делится на верхний мир — мир неба, средний мир — поверхность земли и нижний — подземный — мир. Однако в некоторых культурах представление о подземном мире может отсутствовать. В центре мира находится мировое древо, корни которого уходят в подземный мир, а крона — в верхний, оно осуществляет связь между мирами.

Днем солнце двигается по небу над землей, а ночью — под землей по подземной реке (морю), или его соответственно проглатывает и изрыгает ящер. В верхнем мире также расположены «хляби небесные» — верхние, небесные воды, которые изливаются дождем, приносящим урожай. Бытовало также представление о том, что с неба падает не только дождь, но и дичь.

Хозяйками неба в разное время были две небесные оленихи (лосихи), полуженщины — полуоленихи, две женщины с оленьими рогами. Только позже появляются мужские божества Б.А.

Важно

Рыбаков: «Геоцентрические представления о дневном пути солнца по небу на конях (или на лебедях) и о ночном пути по подземному океану на водоплавающих птицах возникли, как можно думать, еще в бронзовом веке, когда на сосудах для умерших, ушедших в подземный, ночной мир, внизу на днище изображалось ночное, подземное солнце» Эти символы и сюжеты, при всем разнообразии домовой резьбы, даже уже не осознаваемые носителями культуры, можно до сих пор встретить не только в деревнях, но и в частном секторе городов. Стиль исполнения может быть совершенно разным, а может, наоборот — похожим, поскольку часто домовю резьбу выполняли «бригады» мастеров, живущих отхожим промыслом. Из сохранившихся элементов домовой резьбы чаще всего привлекают внимание и сохраняются именно наличники, хотя при фотофиксации, конечно же, необходимо обращать внимание на весь комплекс домовой резьбы, включая ворота. Делать выводы о географической привязке теъ или иных сюжетов и символов (кроме характерной для Поволжья корабельной резьбы) достаточно сложно в силу ряда обстоятельств, однако, с нашей точки зрения, пристального внимания заслуживает теория Б.А. Рыбакова о мерянском, и шире — финно-угорском влиянии на изображение на наличниках определенных сюжетов. Рыбаков достаточно условно делит наличники на три группы — в первую (обозначим ее как «солярную» входят наличники с преобладанием солнечных знаков, продолжающие ту же защитную систему, которая применялась и для дома в целом. Двум другим он уделяет более пристальное внимание, связывая определенные типы наличников с историей освоения славянскими племенами новых для них территорий и контактами с финно-уграми. Группа наличников, которую можно условно обозначить как «аграрную» — «композиция с двумя рожаницами», типичные образцы — из Ярославского Поволжья. Особенностью композиции Рыбаков считает наличие полукруга или двускатного покрытия в середине верхнего карниза и двух фигур по сторонам полукруга. Внутри полукруга-небосвода — лучистое восходящее солнце. Над солнцем по дуге изображались «хляби небесные» в виде волнистых или зигзаговых линий. Солнце могло быть изображено в виде круга с четырьмя крестообразно расположенными внутри круга кринами-ростками. По обеим сторонам «небосвода» размещались две стилизованных женских фигуры с символами растительного плодородия. Женская фигура может быть как четко читаема, так и сильно стилизована, переходить в растительный орнамент, при этом она как бы беременна ростком или внутири большой фигуры помещается меньшая. Рыбаков считает, что это — две рожаницы, две архаичные богини плодовитости и плодородия. Третья группа наличников — условно назовем «Царевна Лягушка — повелительница зверей». Вот как описывает Рыбаков третью группу наличников: эта «группа композиций на наличниках отличается от предыдущих, во-первых, отсутствием небосвода (карниз ровный, горизонтальный), во-вторых, отсутствием связанных с небосводом «хлябей небесных», а в-третьих — наличием только одной центральной фигуры, иногда подобной рожаницам предыдущей группы, а иногда и резко отличной, и, в-четвертых — наличием различных зверей по сторонам средней фигуры. Идея такой композиции совершенно иная, чем в предыдущей группе. Там явно ощущалось стремление передать земледельческую картину мира с её водными небесами, движущимся солнцем и двумя рожаницами, щедро оснащенными только аграрными символами. Здесь же больше звериного элемента, не всегда показаны растительные символы плодородия, и центральная фигура чаще похожа на архаичную «владычицу зверей», чем на женское земледельческое божество.» Как пишет Рыбаков, композиция с небосводом, «хлябями небесными» и двумя рожаницами, встречена преимущественно на Волге в Ярославской и Костромской областях до Кинешмы включительно. Композиция с одной фигурой и зверями наблюдается преимущественно в более южных областях (Ивановской, Владимирской), но частично проникает и в костромское течение Волги. Согласно историческим и археологическим данным, в междуречье Волги и Клязьмы, происходило соприкосновение и слияние — славян и финно-угров мерян. Со встречей меря и славян Рыбаков свяызвает сказку о Царевне Лягушке, Василисе прекрасной, повелительнице зверей. Славяне на Волге представлены новгородскими словенами, мерянский элемент тяготел к Клязьме, где славянская колонизация велась кривичами. Наличники с небосводом, «хлябями небесными» и двумя рожаницами, особенно часто встречающиеся на избах Ярославской области Рыбаков связывает с новгородской словенской колонизацией, ссылаясь на то, что в средневековом Новгороде существовали сложные композиции с изображением волнистых «хлябей небесных» и движущегося по небосводу солнца путем показа трех его позиций тоже была известна. Другая система заклинательного узора над окнами с одной богиней, окруженной зверями, распространена там, где в X—XII вв. проживали мерянские племена, творцы особого зооморфного стиля украшений, на которых, кроме центральной человеческой фигуры, изображались различные животные и птицы: кони, быки, олени, петухи, гуси, утки. Как пишет Рыбаков, географически область наличников XIX в. со зверями и с центральной женской фигурой в композиции совпадает довольно точно с областью распространения древних зооморфных подвесок с лягушачьими лапками, и, . по всей вероятности, эта мерянская область сохранила многие черты местного финно-угорского мировоззрения. Однако, как считает Рыбаков, в «обоих случаях охрана окна от упырей и навий возлагалась на изображение мира: русский, земледельческий, вариант представлен объемным трехмерным пространством небес, а мерянский вариант — более плоскостным, свойственным охотничьим воззрениям, образом земли, населенной зверями и птицами. Вполне естественно, что со временем в эту архаичную картину проникли чисто земледельческие славянские символы плодородия в виде распускающейся почки, ростка.» От себя добавим, что на некоторых наличниках, находящихся в районах финно-угрского влияния, можно обнаружить не только изображения лягушачьих лапок, но и силуэты собственно лягушек… Кроме того, попадались парные изображения ужей-господариков, которые также были связаны с водой и защитой дома. Невозможно сейчас привести исчерпывающю классификацию наличников по символике и сюжетам. Вся домовая резьба требует фотофиксации, чтобы быть сохраненной хотя бы в изображениях, очень желательна маскимально точная географическая привязка. К сожалению, наличники и резьба, особенно старая, это уходящая натура, во многом не слишком хорошо изученная и зафиксированная. Устойчивые образы, символы и сюжеты мы можем найти в домовой резьбе, на прялках, посуде, орудиях труда, в вышивке и росписи. Данный список отнюдь не исчерпывающий, значение многих символов можно более или менее точно прочесть только в контексте.

Символы

Ромб с точками — Знак засеянного поля. Знак плодородия Ромб, заштрихованный прямоугольник — Обозначение земли Точки — семя, «запятые» — прорастающее семя. Лучи в кругу, круги, кресты — Солярные знаки, восходящее или заходящее солнце может быть показано полукругом, бег солнца — сикривленные линии внутри круга или волюты.

Шестилепестковый знак в кругу — Громовый знак Кресты — Огненные знаки Большой круг, заполненный орнаментом — Обозначение неба, белого света — в основном на прялках Волнистые линии — Знаки вод (земных и хлябей небесных), дождь.

Вода — символика небесного плодородия, урожая, и пути «на тот свет», рубежа между мирами Дерево, «елочка» — Знак мирового древа Конь — символ солнца, перевозчик солнца по дневному небу Утка — перевозчик солнца ночью Женская фигура — женское божество, может присутствовать в сюжетах прихода весны, материнства, на предметах женских занятий, на наличниках — охранительница и тд. Рогатая женщина — богиня- рожаница, трансформированный образ небесной оленихи — подательницы благ Птица — огненно-солярная символика, может быть также перевозчиком или символом души, пара птиц — в том числе — символ брака Очень стилизованная антропоморфная фигура в домовой резьбе — Духи — хранители дома, духи предков Олень — небесная богиня- олениха, подательница благ Медведь — древнейший объект поклонения, отождествлялся с Велесом («скотий бог») — подателем богатства и благополучия, позже — хозяин леса. Знак змеи, имеет отношение к воде Солнечные символы — наряду с собственно солярными знаками — например, по Рыбакову, птица с распростертыми крыльями) — полдень.

Дом с резьбой. Общий Вид. На полотенцах видны громовые знаки, знаки солнца, земли, дождя. На крыше — конек — конь. На очелье — резьба, изображающая воду. (Новгородская губерния, музей Витославлицы).

Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/slavic/russkoe-zodchestvo/domovaja-rezba-drevnie-slavjanskie-simvoly.html

Прорезная резьба по дереву. Техника и виды резьбы

   Сквозная (ажурная) резьба — делится на сквозную и накладную резьбу, имеет два подвида: прорезную резьбу (сквозные участки прорезаются стамесками и резцами) и пропильную резьбу (фактически то же самое, но такие участки выпиливаются пилой или лобзиком). Самым производительным инструментом электролобзик.

Читайте также:  Технология строительства дома из клееного бруса

При прорезной резьбе удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия. Приемы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена, особенно в украшении деревянных домов. 

  Прорезная резьба может быть геометрической, контурной, заоваленной, при хорошем и чистом исполнении придает изделию ажурность и легкость, особенно наличникам, карнизам и ограждениям. Выпиливать орнамент прорезной или накладной резьбы легче, чем выбирать фон с надрезкой контуров в глухой резьбе.

  Края орнамента не всегда получаются ровными и чистыми, поэтому, их закругляют, срезая узкую фаску по краям или выбирают узкие галтели-углубления. Особенно тщательного выполнения домовая резьба не требует, поскольку она чаще смотрится издалека.

  Домовую резьбу в основном выполняют пилением и сверлением. Следы, оставленные инструментом, зачищают редко, задиры древесины часто не принимают во внимание. Однако многие столяры стараются выполнить такую резьбу как можно чище.

  Отверстия в заготовке или в детали просверливают или прорезают круглыми стамесками, мелкими и крупными, что зависит от того, в каком месте детали должно быть отверстие. Для предохранения детали от скалывания ее задней стороной следует плотно прижимать к какой-либо гладкой доске.

Черновую обрезку выполняют вплотную к линиям орнамента. Чистота обрезки зависит не только от умения работать, но и от остроты инструмента. После черновой обрезки заготовку зачищают или обрезают начисто. Стамеску при этом ставят по отношению к детали с некоторым наклоном, двигая вниз и немного в сторону. Этот прием облегчает работу и позволяет получить более чистую резьбу.

  В прорезной резьбе фаску срезают на обратной стороне, удаляя сколотые и неровные края орнамента. Ширина фасок зависит от рисунка орнамента и толщины детали.

  Сверлить отверстия гораздо быстрее. Для этого подбирают сверла нужного диаметра, заготовку плотно укладывают на ровную доску. Чтобы древесина не скалывалась, сверлят не сразу на всю толщину заготовки. Как только центр сверла выйдет на обратную сторону заготовки, ее перевертывают, ставят сверло в оставшийся след и просверливают до конца.

Совет

  Пропиливают детали в такой последовательности. Прежде всего просверливают отверстие, затем вставляют в него лобзик или ножовку и пропиливают по нанесенным рискам.

  Заготовку можно укладывать на верстак и пропиливать сверху вниз, но лучше устроить специальную подставку из толстой доски длиной около метра.

Для этого в доске сверлят или продалбливают четыре сквозных отверстия, по два с каждого конца, на расстоянии 50 мм друг от друга. В эти отверстия ставят прочно стойки (бруски квадратного сечения) высотой 200—250 мм.

Между ними укладывают заготовку и, если надо, закрепляют клиньями. Специальную подставку крепят к верстаку струбцинами, гвоздями или шурупами.

  Накладная резьба  — это орнамент, выполненный прорезной резьбой и наклеенный или прибитый гвоздями на готовый фон, например, на доску для наличника или на другую деталь.

 Накладная резьба при таком способе выполнения получается более четкой по сравнению с глухой резьбой и смотрится гораздо лучше. В этом случае прорезную резьбу надо выполнять как можно чище. Не рекомендуется снимать фаски с обратной стороны детали, так как может создаться впечатление оторванности резьбы от основного фона. Сколы с обратной стороны вырезанной детали нежелательны. 

   Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.

  Орнамент обычно классифицируется на:

 – зооморфный,

 – антропоморфный,

 – геометрический и растительный.

 Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

  Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго.

Обратите внимание

 По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

  Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента — орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку.

 Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома — щипец крыши.

   Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, — все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. 

Домовая резьба на Руси

 В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем — это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

  Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина — это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал.

 Эти орнаменты и детали — это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

  Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» — волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей».

 Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле.

«Грудие росное» — «капли росы, живительной влаги небесной.

Важно

Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).

  Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

  Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае — «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов.

Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

  Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

  С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

  Повалы — выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба —служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. 

Совет

 Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов.

Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев.

Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь — это символ солнца — солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

  Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. 

 Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

  Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века.

И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками.

Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.

Источник: http://giga-s.com/publ/rezba_po_derevu/proreznaja_rezba_po_derevu_tekhnika_i_vidy_rezby/3-1-0-115

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector