Объемная резьба по дереву

Вдохните в дерево жизнь: техника реалистичной резной скульптуры

Скульптурная резьба по праву считается вершиной резчицкого искусства.

К технике создания объемных фигур наиболее логично переходить после уверенного освоения рельефной резьбы, которую можно рассматривать как своеобразную промежуточную ступень.

В представленном материале мы расскажем о базовых принципах скульптурной резьбы по дереву, сделав это на примере работы американской художницы Леи Вахтер.

Чем для новичка удобен именно этот проект? Во-первых, он имеет относительно простой алгоритм резьбы, при этом сама работа выглядит очень эффектно.

Обратите внимание

Во-вторых, здесь используется базовый набор инструментов, с которым в дальнейшем придется иметь каждому резчику, решившему заняться скульптурой. И, наконец, этот проект дает возможность познакомиться с техникой текстурирования шерсти.

Освоить данный прием – особенно важно для начинающих, так как к нему придется постоянно обращаться в дальнейшем, создавая скульптуры животных в объемной резьбе по дереву.

Начните с переноса рисунка на липовую заготовку. На ленточной пиле или лобзиковом станке вырежьте основу по внешним контурам схемы бокового и верхнего видов. Прочертите осевую линию, которая поможет сохранять симметрию в процессе резки.

Используя богородский нож, симметрично скруглите тело кролика: от хвоста до основания ушей (фото 1). Затем переходите к проработке подбородочного угла: отделив нижнюю челюсть от тела. Длинными продольными движениями ножа придайте лицу коническую форму. Режьте симметрично, ориентируясь на центральную линию (фото 2).

Займитесь проработкой хвоста: скруглите его, частично отделите от тела и придайте ему заостренности (фото 3). Продолжайте симметричное скругление тела. Используя карандаш, постоянно перерисовывайте рабочие линии, которые помогут придерживаться правильных пропорций.

Переходите к черновой проработке задних лап. С обеих сторон заготовки нарисуйте схематические контуры; ориентируйтесь на осевую линию, дабы убедиться, что они равны по форме и размеру. Сделайте ножом глубокие надрезы вдоль линий. С помощью узкой прямой стамески с каждой стороны скульптуры удалите древесину выше контура задних лап, создав выраженный полуобъем (фото 4).

Переходите к черновой проработке передних лап. Нарисуйте рабочий контур и отделите его от основной части тела, сделав прямоугольный выступ (фото 5).

Используя все тот же богородский нож, проработайте складки на задних и передних лапах, сделав их контуры более детализированными (фото 6).

Важно

Переходите к проработке глаза. Вырежьте симметричные полусферы. Эти круги должны быть пропорционально больше, поскольку в дальнейшем на них будут вырезаться глаза и веки. Нарисуйте контур мордочки и задней части щеки (фото 7).

Детализируйте рельеф лица по очерченным контурам мордочки и щек. Часто меняйте стороны, чтобы сохранять симметричность резьбы (фото 8).

Закончив детализацию лица, переходите черновой резьбе ушей. У нашей скульптуры уши расположены не на одном уровне, что придает ей еще более реалистичную пластику. Чтобы добиться этого эффекта, по предварительно нанесенной штриховке срежьте прямой стамеской заштрихованную часть дерева (фото 9).

Отделите уши друг от друга, сделав серию V-образных надрезов. Разделение должно быть глубоким, но не широким (фото 10).

Ориентируясь на шаблон, придайте задней части ушей нужную форму. Заштрихуйте контур ущных полостей и выберите их с помощью церазика – небольшой полукруглой стамески (фото 11). Работайте осторожно и медленно. Не забывайте чередовать стороны, чтобы резьба по дереву была симметричной, а сама скульптура сбалансирована.

Переходите к детализации пальцев на передних и задних лапах, используя основной инструмент – богородский нож (фото 12). Завершите формирование очертаний хвоста (фото 13).

Детализируйте форму глаза, сформировав нижнее и верхнее веко (фото 14). По нанесенным контурам сделайте мелкую проработку рельефа носа и рта (фото 15).

Как и в классической богородской резьбе по дереву текстура меха на этой скульптуре создается с использованием мелкого штихеля. Данный процесс требует определенной усидчивости, терпения и аккуратности.

Совет

Углубления, имитирующие структуру шерсти, желательно создавать по предварительно нанесенной разметке. Единственными нетекстурированными зонами на скульптуре оставляют уши, мордочку, кончики лап и веки.

Закончив этот этап, смените штихель на уголковую стамеску с шириной лезвия 6 мм и вырежьте на груди отельные области, создав таким образом на грудке своеобразные клочки шерсти (фото 16).

Отшлифуйте заднюю часть ушей, используя свернутые кусочки мелкозернистой наждачной бумаги (фото 17).

Подготовьте скульптуру к окрашиванию, тщательно почистив ее зубной щеткой. Для раскрашивания можно использовать акриловые или масляные краски для живописи.

Основную часть шерсти выдерживают в светло-коричневом тоне. Мордочка, грудь, полость ушей и область вокруг глаз – темно-серая (фото 18). Глаз закрашивают черным. Светло-розовым цветом окрашивают кончик носа, а также заднюю и внутреннюю часть ушей (фото 19).

Принцип создания бликов и теней при раскрашивании фигур стандартен. Для начинающих мастеров, осваивающих объемную резьбу по дереву, отработать этот прием особенно важно. Его можно выгодно использовать, создавая любые работы в объемной резьбе по дереву: животных, людей, садовые скульптуры и пр. Игра света и тени способна делать фигуры более реалистичными и эффектными.

Используя светло-черный цвет, сделайте тонкой кистью штрихи на всех углублениях животного: в складках шеи, передних и задних лап, ушей, хвоста и т.д., чтобы создать на скульптуре реалистичную тень (фото 20). Промокните избыток краски бумажным полотенцем.

Смешайте белую и коричневую краски, добившись светло коричневого тона (на порядок светлее, чем основной цвет шерсти). Нанесите блики на наиболее выступающие места скульптуры: щеки, задние и передние лапы, спину животного (фото 21). Для создания дополнительного блеска закрасьте глаза кролика прозрачным акрилом.

Источник: https://woodschool.ru/obemnaya-rezba.html

Объемная резьба по дереву: техника выполнения, фото

Резьба по дереву – один из самых древних и распространенных видов искусства.

Работая с определенной породой древесины, резчики способны изготовить действительно уникальные предметы: скульптуры, мебель, домашнюю утварь и многое другое.

В статье рассмотрим разновидности объемной резьбы по дереву, какие инструменты для этого необходимы. Также вы найдете пошаговую инструкцию изготовления шкатулки в такой технике.

Разновидности резьбы

Выделяют следующие техники резьбы по дереву:

  • объемная;
  • сквозная;
  • рельефная;
  • глухая;
  • накладная;
  • контурная;
  • фигурная;
  • плоская;
  • пропильная.

Объемная или скульптурная резьба подразумевает изготовление скульптур, крупных предметов мебели и экстерьера.

Сквозная резьба часто называется ажурной и прорезной. Техника характеризуется удалением фона на плоскостных узорах. Зачастую такой метод используют для украшения оконных ставней, карнизов и предметов мебели. В случаях, когда сквозную обработку крепят к основе из дерева, такая работа называется накладной.

Рельефная резьба – считается одной из самых сложных. Она может подразделяться на барельефную и горельефную. Разновидности в свою очередь требуют высокого мастерства при обработке дерева и наличия широкого разнообразия режущих инструментов. Чаще всего ею отделывают деревянную мебель и оформляют элементы интерьера.

Обратите внимание

Глухая резьба – не менее сложная техника обработки дерева. Порой даже опытные мастера не могут представить себе масштаб и объем выполняемых работ.

Плоская или плоскорельефная резьба представляет собой рисунок, нанесенный на основание из дерева с помощью острого инструмента. Такую работу можно доверить даже ребенку, при условии контроля со стороны взрослого. Как правило, в качестве материала применимы только те породы дерева, которые не расслаиваются, к примеру, липа или каштан.

Объемная техника как высший пилотаж

Постичь искусство резки по дереву способен каждый, но далеко не всем удается освоить объемную технику. Для того чтобы приобрести необходимые знания, нужно иметь опытного наставника, желание, свободное время и талант.

Освоение мастерства резьбы объемных фигур по дереву дает возможность воплощать в жизнь свои самые смелые фантазии, воссоздавать шедевры искусства, скульптуры, композиции и множество других предметов.

Недостаточно одного знания данной техники, мастер в то же время должен быть художником, скульптором и творческой личностью. Сам процесс отличается высокой точностью и скрупулезностью.

Подготовка и начало работы с древесиной

Объемная резьба по дереву для начинающих может показаться сложной техникой. Но не стоит отчаиваться, ведь навыки оттачиваются с опытом. Главное – знать, с чего начать.

Принцип подготовительных работ основывается на правильном подборе древесной породы. К примеру, крупные элементы легче вырезать из дерева мягких сортов (сосна, тополь, липа), поскольку они более податливы и, наоборот, для вырезания мелких деталей лучше остановиться на твердой древесине (клен, дуб).

Еще один важный этап подготовки – выполнение эскиза. Его можно изобразить схематически, вылепить из гипса или глины, распечатать на принтере. Важно помнить, что без эскиза результат получится менее точным.

Инструменты для работы

Объемная техника работы с древесиной довольно нестандартна, соответственно, и инструмент должен быть подходящим. Это и привычные ножи со стамесками, и специальные станки. Для работы в домашних условиях понадобятся такие инструменты для объемной резьбы по дереву:

  1. Наждачная бумага всех фракций.
  2. Ножи различных модификаций, размеров и форм.
  3. Ручной фрезер с широким ассортиментом насадок.
  4. Стамески разных видов.
  5. Надфили.

Приемы объемной резьбы по дереву

Во время работы мастер использует различные приемы строгания и обработки древесины, среди них можно выделить несколько основных, применимых при всех видах резьбы по дереву:

  1. «От себя». Используется для удаления кромки и фаски, в особенности, если они расположены перпендикулярно волокнам древесины. Работа осуществляется одной рукой или придерживая лезвие пальцами второй руки.
  2. Прием для снятия толстого слоя дерева по направлению его волокон. Нож захватывают одной или обеими руками, при этом кончик направлен к себе. Сильным надавливанием грудью на руки делается срез. Если необходимо снять большой слой, но при этом места для маневренности недостаточно, нажим на руки выполняется корпусом.
  3. «На себя» – прием резки, когда лезвие направлено в сторону левой руки, а движение делается навстречу большому пальцу.

Какой материал использовать?

Для объемной резьбы по дереву рекомендуется использовать древесину мягких пород, такую как клен, ольха, липа и осина.

В особенности выделяют липу, ввиду ее однородности, пластичности и податливости при резьбе. Осину и ольху применяют немного реже. Перед работой с осиной ее желательно запарить на два-три часа и после этого выдержать в тени примерно сутки. После просушки брус, на котором появились трещины, обрабатывают путем срезания торцов.

Древесина не должна иметь никаких изъянов в виде гнили, трещин, пустот.

Техника выполнения работы

Объемная резьба по дереву (фото работ представлены в статье) выполняется так:

  1. В первую очередь на брус наносят контуры будущего изделия и вырубают ненужные части. Делают это с помощью стамески, затем ею же прорабатывают основные очертания фигуры.
  2. После этого приступают к работе ножом и рашпилями разных размеров, придавая более плавные очертания. Действия при этом осторожные и мягкие, состругивается тончайший слой древесины. Скульптура как бы расписывается режущим инструментом, оставляющим на ней бороздки. Линии имитируют черты лица человека, перья птиц, шкуру животного, конскую гриву, прожилки на растениях и другие элементы.
  3. Все срезы делаются мелкими, обрабатывая поверхность со всех сторон. Если в скульптуре планируется сделать отверстия, их прорезают на завершающем этапе.
  4. Твердую и сухую древесину в процессе резки желательно смачивать.
  5. Готовое изделие мастер шлифует шкуркой или оставляет в неизменном виде.
  6. Затем его оставляют просушиться. В случае образования трещин, их заполняют клиньями с учетом направления древесных волокон.

Деревянная шкатулка: последовательность работы

Для выполнения объемной резьбы по дереву на шкатулке (фото изделия представлено ниже) понадобятся: инструменты для резки, карандаш, заготовка шкатулки.

Выполняется работа поэтапно:

  1. В первую очередь округляют углы заготовки.
  2. Затем по всему периметру шкатулки рисуют узор таким образом, чтобы крышка и нижняя часть гармонично смотрелись.
  3. Выполняется объемная резка, особое внимание убеляется мелким деталям.
  4. Каждый элемент тщательно шкурится.
  5. Шкатулка покрывается несколькими слоями лака.
  6. Внутрь вырезается и вклеивается бархат.
Читайте также:  Живые изгороди из елей

Осваивать технику резки по дереву лучше с самых простых и небольших фигурок. В процессе работы каждый резчик приобретает свои секреты мастерства, понимает, как лучше выполнить тот или иной элемент, как удобнее держать инструмент и так далее. Главное – не нужно бояться. Смело воплощайте свои мечты.

Источник

Источник: https://samodelkinoblog.com/1594369412306569227/obemnaya-rezba-po-derevu-tehnika-vypolneniya-foto/

Объемная резьба по дереву

Резьба по дереву древнейший вид искусства. Мастера краснодеревщики во все времена ценились и пользовались популярностью у богатых господ, поэтому и ходили в почете. Из древних лет дерево как строительный материал входил в ряд основных благодаря своей доступности и мягкости в обработке. Мастера деревянного дела могли обустроить не только свой дом, но и угодить человеку высокого чина.

И во время информационных технологий резьба по дереву также остается актуальным делом. Мастера отмечают пять основных видов резь по дереву: контурная, рельефная, геометрическая, прорезная резьба и объемная резьба по дереву. О последнем виде дальше пойдет речь.

Подготовка и материалы

Первым делом нужно знать, что и для чего нужно вырезать, и при выборе древесины от этого отталкиваться. • Береза имеет четкий рельеф.

Ее хорошо использовать при изготовлении сувенирной продукции и мелких предметов декора; • Липа – очень мягкий материал.

Она подойдет для новичков – легка в обработке, отличный выбор для создания шкатулок, рамок и других не сложных предметов декора;• Ольха отличается наличием всевозможных окрасов и оттенков. Подойдет при вырезании статуэток и других мелких вещей;

• Дуб. Прекрасное решение для массивных и объемных изделий мебели. Отличается долговечностью и красивой текстурой;

• Грецкий орех будет хорошим решением для резьбы предметов для мебели. Имеет оригинальную текстуру и прекрасно поддается резке;• Груша – особенный вид древесины. Практически никогда не коробится и не растрескивается;

• Хвойные породы (Ель, кедр, сосна, тис) – идеальный материал для создания мебели и элементов интерьера.

После выбора материала можно приступать к обработке чурбана. Дерево должно быть тщательно просушено и не иметь в структуре никаких изъянов.

Объемная резьба по дереву предполагает определенный рисунок, узор, который должен быть изображен на бумаге. Эскиз поделки нужно изобразить во всех нужных ракурсах – сбоку, сверху и т.д.

Но новичкам сразу тяжело нарисовать запланированное изделие, поэтому для создания ориентира используют пластилин либо глину.

Работа с данными материалами придаст начинающему резчику опыт в выборе инструмента, чувстве объема и позволит технике резьбы.

Начало работы

Набор инструментов для работы по дереву включает два основных вида резца – богородский нож и полукруглые стамески шириной от 15 до 40 мм.

Объемная резьба по дереву мелких изделий для интерьера требует внимательности, поэтому перед обработкой заготовки нужно сориентироваться в структуре волокон.

Узкие детали в изделии должны идти вдоль волокон, а сечения под углом или поперек, это сделает деталь менее ломкой и сохранит от скола.

Основной рабочий процесс

Перед началом работы нужно удобно и прочно закрепить заготовку, чтобы к ней можно было подойти с любой стороны. Далее нужно нанести контур требуемой модели и начинать вырубывать топором грубую текстуру.

Очень важно знать, что во время нанесения контуров следует учитывать припуск на обработку, а при вырубке избегать сколов и зарубов, нарушающих контур рисунка. Вогнутые места в заготовке обрабатывают полукруглыми стамесками. При работе с киянкой, нужно обращать внимание на расположение волокон.

Не нужно пытаться за один проход убрать всю лишнюю древесину, а лучше применить встречное резание. На этом процесс вырубки закончен.

Последний этап объемной резьбы по дереву – тонкая резьба. При тонкой резьбе широкий инструмент меняется более мелкий, например узкие стамески.

Древесину осторожно и равномерно подчищают, после чего шлифуют соответствующими инструментами (разными рашпилями, рифлевками, ножами, наждачная бумага). После зачистки изделие ставится в сухое место. После просушки в дереве могут возникнуть трещины.

Их нужно аккуратно залить клеем и заполнить мелкими деревянными щепками либо зашпаклевать. После того как засохнут трещины изделие залакировать.

Применение и польза

Овладение резьбой по дереву поможет не только обрести новую профессию, обустроить свой дом, но и хорошо на этом зарабатывать. Столяров много, а мастеров по объемной резьбе мало, поэтому такая работа высоко ценится. Зачастую, объемную резьбу применяют в изготовлении мебели.

Резьба по дереву может из старой мебели создать новую, подходящую к любому интерьеру от подсвечников до массивных панно и резных кухонь. Реставрация старой мебели в новую резную может стать отличным высокооплачиваемым делом.

Таковой вид услуг является редкостью, поэтому финансовая мотивация не заставит себя ждать. Кроме актуальной резной мебели можно создавать другие предметы интерьера в дома – перила, маленькие колонны, лестничные резные площадки и т.д.

Важно

Объемная резьба по дереву – это одно из немногих доходных дел, где с первых минут работы можно воплощать все свои замыслы и все время совершенствоваться.

Источник: http://xn—-btblbprdo.xn--p1ai/ukrashenie-mebeli/144-obemnaya-rezba-po-derevu.html

Виды и особенности резьбы по дереву

Обработкой древесины человек занимается с самых древних времён. Изделия из дерева стали первыми предметами домашнего обихода и пользовались заслуженной любовью. Одновременно с их появлением зарождалась и резьба по дереву.

Народные мастера умело пользовались спецификой материала, показывая его скромную красоту и практичность. Они придавали своим изделиям удобные формы с художественной завершённостью. В большей своей части умельцы старались совместить красивый декор с практическим бытовым и хозяйственным предназначением.

Резьба по дереву практически сгруппировалась в несколько видов:

  • домовая;
  • объёмная;
  • контурная;
  • геометрическая;
  • плоскорельефная;
  • рельефная;
  • резьба на пряничных досках.

Самые древние столярные мастера использовали весьма примитивные орудия: топор, долото, струг, ложкарь и тесло. Первыми образцами народного искусства резьбы по дереву были уточки и деревянные кони. Создавались и целые скульптурные произведения. До наших дней дошёл деревянный олень, изготовленный в 5-2 в.в. до н.э.

В средневековье резьба имела растительные орнаменты, украшавшие жилые дома, алтари, иконы. Нередко встречались сказочные мотивы.

С 16 века искусство обработки дерева принимает объёмные формы, высокие и живописные. В более поздний период деревянные украшения стали основой убранства соборов, церквей, богатых домов.

В 18-19 веках практически каждый дом имел индивидуальный характер, благодаря искусной резьбы по дереву.

Домовая резьба

Основной характеристикой домовой резьбы по дереву является её крупномасштабность. Она выполняется с помощью простейшего инструмента: топора, долото и пилы. Используется дерево хвойных пород.

Резьба по дереву для украшения домов была хорошо развита уже более пяти веков назад. На севере России сохранились самые древние деревянные постройки, украшенные резьбой. Много деревянных резных домов встречается и в Поволжье.

Совет

Многие исследователи считают, что искусство украшать жилые постройки резьбой перешло из кораблестроения. Часто домовая и корабельная резьба подразумевает под собой одно и то же. Домовая резьба подразделяется на объёмную, рельефную и прорезную.

Вероятно, первой объёмной резьбой были украшены носовые части кораблей. На них присутствовали фигуры птицы, коня, оленя. Рельефная резьба украшает фронтоны домов, окна, наличники. Прорезной вид появился в 19 веке. Ажурные украшения выпиливались лобзиком и украшали дома, перила, входы в помещения.

Объёмная резьба

Объёмная резьба по дереву наиболее сложный вид обработки древесины. Ещё её называют – скульптурной. Этот вид характеризуется тем, что изготавливаемое изображение как бы отдалено от общего фона. Образует рельеф, скульптуру или целую скульптурную группу.

Объёмная резьба требует от резчика настоящего мастерства. Ошибки здесь не прощаются. Для изготовления применяются специальные инструменты.

Фигурками из дерева украшали жилища ещё в Древней Руси. Мастерили так же игрушки, фигурки животных, вырезали свистульки. Объёмная резьба широкое применение нашла в церкви, где ею украшали алтари, вырезали образа святых, вырезали кресты.

К объёмной резьбе относиться и корнепластика. Для неё берут нижнюю часть дерева, имеющую самые разнообразные формы, и создают оригинальные образы.

Контурная резьба

Контурная резьба относится к орнаментной резьбе. С 15 века она широко представлена в народном искусстве. Выполняется контурная резьба по дереву в виде прямолинейных линий, прорезаемых по контуру прилагаемого рисунка.

Отдалённо такая резьба напоминает гравировку. Она имеет чётко обозначенный рисунок, довольно сухой и простой. Композицию часто несколько оживляют разнообразные прорезки и окрашивание.

Для такой резьбы применяют специальный нож и изогнутую стамеску. Со стороны видится простота резьбы, но это не так. Она требует большого мастерства, так как здесь необходимо обходиться без зарезов и сколов древесины.

Контурная резьба по дереву наиболее распространена в Поволжье и северных областях.

Геометрическая резьба

Этот вид резьбы по дереву наиболее простой и доступный многим умельцам. Геометрическая резьба представляет собой особые клинорезные выемки, различной направленности и глубины. Количество граней, в каждой отдельной выемки, также может быть различным. Но, наиболее распространённые – это с двумя и тремя выемками.

Трёхгранная резьба даёт наибольшее количество возможных узоров. Меньше композиций можно создать с помощью четырёхгранной резьбы, и она требует особого мастерства от резчика.

К геометрической резьбе можно и отнести скобчатую резьбу. Рисунок в ней изготавливается полукруглой стамеской, сначала под прямым углом, а затем, под острым. Для резьбы по дереву геометрической берут древесину липы, осины, хвойных пород.

Плоскорельефная и рельефная резьба

Плоскорельефная резьба так же очень распространена. Отличительной её особенностью является орнамент одинаковой высоты. Часто композиции создаются простым рисунком: геометрические фигуры, листья растений, изображения зверей и птиц.

Резьба по дереву такого вида потребует от мастера усидчивости, богатой фантазии и разнообразного инструмента: ножей, стамесок, чеканов, скребков, рашпилей и др.

Этот вид резьбы различают по подвидам:

  • подушечный фон;
  • подобранный фон;
  • заоваленный контур.

В рельефной резьбе рисунок заметно выделяется на общем фоне. В этом виде практически нет плоских поверхностей. Узор содержит точки различной высоты и формы. Рельефной резьбой украшают мебель, стены, делают изящные панно.

Рельефная резьба по дереву делиться на два подвида: барельефную и горельефную. Для резьбы выбирают твёрдое дерево: дуб, бук, кедр, пихту.

Резьба на пряничных досках

Это наиболее древняя форма резьбы по дереву. Известны сохранившиеся доски, датированные 12 и 13 веками. Деревянные формы пряничных досок использовались для изготовления праздничных печных пряников.

Резьба по дереву таких досок в большинстве своём имеет крупновырезанные надписи по всем четырём сторонам. В центре создавался забавный рельефный рисунок. Изготовление пряничных досок доверялась самым лучшим мастерам.

Источник: http://reznoe7.ru/

Объёмная резьба по дереву.Техника работы

Во все времена объемную резьбу народные мастера применяли для украшения жилищ, мебели, посуды, хозяйственной утвари и орудий труда. Скульптурное изображение коня или птицы венчало гребень тесовой кровли. Миниатюрные резные коники украшали ручки ковшей, навершни швеек и даже служили деталями ткацкого станка.

Обычный столярный рубанок вырезался зачастую и виде экзотического льва. А традиционная посуда – скопкари, ендовы, ковши и солонки — в болььшинстве случаев обретала форму утиц. Между делом мастерил крестьянин для детей всевозможные игрушки.

В Архангельской и Нижегородской губерниях постепенно возникли целые игрушечные промыслы.

Крупным центром игрушечного дела стало Подмосковье. Из архивных документов известно, что уже в XVII веке в городе Сергиеве посаде (ныне Загорск) и селе Богородском изготовлялись на продажу игрушки, которые охотно закупал даже царский двор.

По началу в Богородском резали только «белье» – игрушки, предназначенные для раскрашивапия. Белье отправляли в Сергиев посад, где часть изделий раскрашивали красильщики. Другую часть продавали неокрашенными.

Читайте также:  Калькулятор расчёта количества вагонки

Именно неокрашенные игрушки, декорированные лишь неглубокими быстрыми порезками, определили в дальнейшем лицо богородской игрушки. На игрушечном базаре перед покупателем развертывалась картина современной ему жизни.

Здесь можно было увидеть гарцующего на коне гусара, щеголеватого офицера, толстого чванливого барина, жеманную барышню с гигантским цветком в руке.

Обратите внимание

Простых людей богородские резчики показывали обычно за работой — сапожник тачал сапоги, пряха сидела за прялкой, старикплел лапти, торговцы торговали пирогами, лесоруб рубил дрова… Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах – гнул дуги (правда, неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.

1. Швейка. Конец XIX века. Архангельская область. 2. Щелкун. XIX век. Троице-Сергиев посад. 3. Ковш-черпак. XIX век. 4. Рубанок. 5. Скопкарь и ковшик. XIX век. Архангельская область. 6. Лев. Болвашка.

XIX век. Троице-Сергиев посад. 7.Рубель. XIX век. Поволжье. 8. Кувыркан «Барин в берете». XIX век. Троице-Сергиев посад. 9. Деревянная кукла «Няня». Село Богородское и Троице-Сергиев посад.10. Игрушка с движением «Кузнецы». Село Богородское.

Были среди прочих игрушек и небольшие фигурки в виде солдата или барина — щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение — щелкали орехи.

Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался.

Подобный щелкун (щелкунчик) стал героем знаменитой сказки Гофмана и балета Чайковского.

https://www.youtube.com/watch?v=-h5mOCC8AO4

Любовью детей и взрослых пользовались игрушки с движением, среди которых наиболее удачной была игрушка «кузнецы».

Знаменитый французский скульпторОгюст Роден считал ее величайшим произведением народного искусства.

При легком перемещении скрепленных гвоздиками параллельно расположенных реек кузнецы — медведь и человек — принимались дружно стучать по наковальне. Теперь «кузнецы» стали символом русской деревянной игрушки.

Важно

При работе над объемной игрушкой резчики применяют сравнительно небольшой набор инструментов. В него входят семь-девять полукруглых стамесок, нож, называемый богородским, и топор.

Некоторые резчики применяют дополнительные инструменты: клюкарзы для обработки сложных криволинейных поверхностей, нож-косяк для нанесения на поверхность скульптуры геометрического орнамента, угловые стамески для контурной резьбы.

К сожалению, инструменты для объемной резьбы по дереву купить почти невозможно.

Поэтому резчики-любители делают их сами из прямых стамесок, имеющихся в продаже, из ножовочных полотен, из надфилей и напильников и даже из обоимков шарикоподшипников разных размеров.

По профилю сечения полукруглые стамески бывают трех типов: крутые, отлогие и глубокие (церазики). Мы предлагаем их изготовить из углеродистой инструментальной стали марок У-7, У-8, У-10. Если такой стали нет, можно использовать ножовочные полотна толщиной от 1 до 3 мм.

Инструменты для резьбы по дереву:
1.
 Нож-косяк. 2. Богородский нож. 3. Угловая стамеска. 4. Полукруглая стамеска.

5. Стамеска-илюкарза. 6. Полотно и рукоятка стамески. 7. Сечения полукруглых и угловых стамесок.
8.

 Формовка полотна полукруглой стамески.

Крутизна стамесок зависит от величины радиуса округления. Чем он меньше, тем круче будет стамеска. На нашем чертеже приведены размеры лишь самых употребительных полукруглых стамесок, необходимых на первых порах. В дальнейшем число стамесок следует увеличить, изготовив стамески с более широкими или узкими полотнами, а также промежуточные, с различными радиусами скругления.

Чтобы сделать, например, стамеску с шириной полотна 25 мм, нужно для матрицы подобрать отрезок трубы длиной 170 мм и диаметром внутренней поверхности 34 мм. Трубку распилите пополам и на некотором расстоянии от краев просверлите два отверстия под шурупы.

В торце березовогочурбака прорежьте соответствующего размера желоб, уложите в него матрицу и приверните ее шурупами. Головки шурупов должны быть заподлицо с поверхностью матрицы. Для других стамесок матрицы изготовляют в той же последовательности, подбирая подходящие по размерам трубки. Пуансоны сделайте из стальных цилиндрических прутков длиной 270 мм.

Диаметр каждого пуансона будет зависеть от размеров матрицы и толщины полотна стамесок. Для изготовления стамесок шириной 20—25 мм возьмите сталь толщиной 3 мм, для стамесок шириной 16, 12, 10 мм — 2 мм, для самых узких стамесок — 1 мм. Сталь, предназначенную для стамесок, отпустите на огне, чтобы она стала пластичной. Затем выпилите заготовки полотен.

Совет

Уложив заготовку в матрицу, сверху приставьте пуансон и осторожными равномерными ударами молотка загоните пуансон в матрицу.

Сформованное полотно накалите в муфельной печи докрасна (примерно до 800°С), затем возьмите щипцами за хвостовик и быстро, но без рывков опустите в воду или масло. Если закрепленный металл окажется слишком хрупким, его необходимо немного отпустить, разогрев над газовой плитой до соломенного цвета побежалости.

Рукоятку выточите на токарном станке из древесины березы, бука, клена или дуба. Чтобы предотвратить раскалывание, на один конец рукоятки наденьте кольцо и просверлите глухое отверстие на глубину 50 мм. На хвостовик полотна наденьте заранее заготовленную шайбу и насадите на него рукоятку.

Готовую полукруглую стамеску заточите на наждачном круге, постоянно смачивая водой, под углом 20—25° с внешней стороны.

Узкие стамески-церазики можно выточить из круглых и полукруглых надфилей. Так называемый богородский нож обычно делают из «опасной» бритвы. Подберителиповый чурбак длиной 160 мм, диаметром 50—60 мм. В торец чурбака заколотите хвостовик бритвы так, чтобы он полностью вошел в древесину.

Но предварительно обмотайте как можно надежнее лезвие бритвы изоляционной лентой, чтобы не порезать руки. Теперь обтешите чурбак топором, придав ему форму, показанную на нашем рисунке. Готовую ручку зачистите наждачной бумагой. Сняв с лезвия изоляцию, сточите его конец под углом 30° к продольной оси.

Очень важно подобрать топор «по руке». Он должен быть не очень легким, но и не тяжелым. Топором выполняют черновую зарубку, установив заготовку на полуметровой высоты липовом кряже из комлевой части дерева.

Делать дальнейшие операции можно за обычным столом или столярным верстаком. Но практика показала, что объемную резьбу сподручнее выполнять на низком верстаке. Высота верстака, за которым работает богородский резчик, 60 см, аскамья, на которой он сидит, — 35 см.

Основной материал для объемной резьбы — липа. Но если ее нет, можно использовать осину и ольху, у которых такая же мягкая и однородная древесина. Предназначенный для резьбы материал должен быть хорошо высушенным. Сушить древесину очень хлопотно.

При атмосферной сушке с липовых кряжей нужно снять кору и замазать торцы густой масляной краской или специальными замазками. Замазки составляют из смеси олифы и известки-пушенки или древесной смолы и мела. Су-шить древесину нужно под навесом.

Обратите внимание

При атмосферной сушке дерево сохнет очень медленно  от нескольких месяцев до нескольких лет. Но сушку можно во много раз ускорить, если обработать древесину запариванием. Старые мастера запаривали древесину в русской печи на вольном жару, (то есть после выгреба угольев).

Если вы живете в деревне или наезжаете туда отдыхать, то с успехом можете применить этот проверенный веками способ. В подходящий по размерам чугун положите сырую древесину, а на дно налейте немного воды. Накройте чугун и поставьте в протопленную и освобожденную от жара печь, плотно закрыв ее заслонкой.

Наутро пропаренную древесину выньте из чугуна и просушите в течение нескольких дней при комнатной температуре.

Древесину можно запаривать в русской печи и без чугуна, расставляя чурки прямо на чисто подметенный пол печи. Запаренная древесина не только противостоит растрескиванию, но и приобретает глубокий коричневато-золотистый цвет.

Есть простейшие способы запарки древесины, которые можно осуществить в городских условиях. Несколько таких способов предлагает испытать главный художник Богородской фабрики художественной резьбы Константин Иванович Негадов.

Сырую древесину положите в кастрюлю и залейте водой. Воду предварительно подсолите из расчета 4—5 столовых ложек поваренной соли на один литр воды. Древесину варите на медленном огне примерно в течение двух-трех часов, а дасле варки просушите при комнатной температуре. На сушку потребуется не менее двух недель.

Этот способ особенно приемлем для древесины твердых пород, так как такая древесина чаще растрескивается, чем мягкая. Русскую печь с успехом могут заменить духовка или сушильный шкаф, который имеется в каждой квартире. В них древесину достаточно выдержать примерно два-три часа при температуре 60—80°.

Но какой бы способ сушки вы ни применяли, обязательно нужно учитывать, что более крупные куски дерева высыхают гораздо медленнее, чем мелкие.

Важно

Но если все же по каким-либо причинам вам пришлось работать с недостаточно хорошо просушенной древесиной, а во время работы необходимо делать продолжительные перерывы, неоконченную работу зарывайте в стружки, полученные при резьбе.

Подготовив рабочее место, инструменты и материалы, можно приступать к работе над камерной скульптурой. Правда, инструменты и древесину придется пока отложить в сторону. Из глины, пластилина или эглина вылепите вначале эскиз будущей работы. При работе с этими материалами у вас откроются широкие возможности поиска благодаря их высокой пластичности.

Если скульптура из дерева создается удалением лишнего материала, то из глины и пластилина она создастся также и наращиванием пластических объемов. В дереве, как и в других твердых материалах, такой возможности нет. одно неосторожное движение стамески — и ошибка чаще всего непоправима. Поэтому для скульптуры из любого материала, как правило, эскиз выполняют из глины или пластилина.

Но, работая над эскизом, не забывайте, что в конечном итоге работа будет выполнена из дерева, а деревянная скульптура должна быть монолитной и компактной. Если в металлической скульптуре допустимы далеко отстающие от основной массы детали, то в дереве они будут казаться «чужими». Прорабатывая объемные формы, одновременно следите за силуэтом.

Хорошо найденный силуэт имеет в скульптуре большое значение.

Когда эскиз будет завершен, руководствуясь его габаритными размерами (высотой, длиной и шириной), вначале отпилите, а затем вырубите заготовку. Направление волокон у заготовки должно совпадать с преобладающим направлением предпочитаемых порезок. На заготовку нанесите карандашом основные очертания фигуры.

Теперь возьмите заготовку в левую руку, обоприте ее на торец и осторожно выполняйте зарубку, срубая древесину остро отточенным топором по форме и силуэту. Средней частью топора срубайте выступающие куски, а носиком выбирайте заглубленные участки.

Чтобы удобно было работать, локоть правой руки должен упираться в правую бедренную кость. Такое положение руки обеспечивает хорошую точность удара. Не спешите расстаться с топором, а работайте им до тех пор, пока пе будут исчерпаны все его возможности.

Только тогда в руки можно будет взять полукруглую стамеску.

Грубую проработку форм на начальном этапе выполните широкими стамесками, осторожно снимая тонкую стружку и постоянно сверяясь с эскизом.

Не смотря на то, что древесина липы, осины и ольхи имеет сравнительно однородное строение, учитывайте направление волокон, выбирая направление движения стамески. Известны три основных случая резания древесины: торцовое, поперечное и продольное.

Резец легко и без особых усилий идет вдоль волокон при продольном резании, оставляя чистый гладкий срез. При поперечном и торцовом резании возможны сколы и «рваные» срезы. Кроме этих трех случаев резания, есть еще промежуточные: продольно-торцовое, продольно-поперечное, поперечно-торцовое.

Совет

При выполнении объемной резьбы встречаются все без исключения случаи резания. Научиться правильно выбирать направлении движения стамески можно, только «почувствовав» материал, а это приходит с большой практикой.

Читайте также:  Средства от комаров на даче

Основные случаи резания древесины:а — торцовое, б — поперечное, в — продольное,альфа — угол резакия, бета — угол заточки.

Правка стамески на правочной доске с пастой ГОИ.

В процесса работы инструменты нужно постоянно править. Правочную доску сделайте из липы, прорезая на ее поверхности желобки для всех размеров стамесок. Ножи можно править на кожаном ремне. Правочную пасту составьте из 80 частей порошка окиси хрома, 12 частей воска или парафина, 3 частей керосина и 5 частей жира. Перед правкой пасту вотрите в желобки правочной доски.

Последовательность выполнения объемной резьбы:
1. Заготовка. 2. Нанесение вспомогательного рисунка. 3. Зарубка топором.
4. Проработка формы стамесками. 5. Законченная работа.

Переходя постепенно к более узким стамескам, проработайте мелкие детали и прорежьте сквозные отверстия.

Богородские деревянные игрушки, как правило, не раскрашиваются. Их декор создается исключительно пластическими средствами. Порезки, нанесенные ножом и стамесками на поверхность деревянных игрушек и скульптур, по художественной значимости можно, пожалуй, сравнить с мазками в живописи и со штрихами в графике.

Рисунки автора

Источник: https://subscribe.ru/group/10-v-polzu-istinyi/7757025/

Вырезание по дереву: виды, особенности, инструменты

Все фото из статьи

Резьба по дереву – один из древнейших видов прикладного ремесленного искусства, который актуален и сегодня.

Современные примеры произведений резчиков по дереву отличаются высокой художественной ценностью и филигранной техникой, а само ремесло приобрело множество направлений и стилей.

Мы хотим вместе с вами разобраться в способах резьбы, а также показать, какие узоры для вырезания по дереву лучше подойдут для начинающих мастеров, а какие для профессионалов.<\p>

На фото – пример художественной резьбы.

Художественная резьба по дереву

Особенности

Деревянная посуда часто становится объектом резьбы.

Древесина – натуральный строительный и ремесленный материал, который используется человеком на протяжении всей истории развития цивилизации. В доисторические времена люди производили из дерева большинство орудий труда, оружия, элементов жилья.

Постепенно навыки обработки этого материала совершенствовались, и в результате накопилось достаточно способов, инструментов и знаний для того, чтобы ремесло превратилось в отдельное направление искусства.

Вырезание из дерева фигурок и орнаментов встречалось еще в домовой резьбе Древней Руси.

Примеры декоративной обработки древесины встречались на кораблях, жилых и общественных зданиях, церквях, предметах посуды и домашней утвари. Позже стали встречаться панно и статуэтки, картины и целые архитектурные композиции.

Сегодня резьба по дереву распространена очень широко, особенно часто она используется при изготовлении мебели, музыкальных инструментов, деревянных домов, элементов оружия, деревянной посуды и утвари, а также в виде панно, картин, табличек и прочих декоративных изделий.

Современные мастера создают настоящие шедевры.

Разновидности техник

Домашнюю утварь часто украшают резными узорами.

За всю историю развития деревянного зодчества и художественной резки по дереву накопилось достаточно много школ, направлений, стилей и способов декоративной обработки древесины. В работах мастеров все эти стили и способы чаще всего переплетаются и дополняют друг друга, однако для понимания техники следует их рассмотреть по-отдельности.

Работа китайского мастера.

Наиболее яркими и показательными будут такие виды резьбы:

  • Контурная. Рисунок создается путем нанесения линий контура с помощью различных стамесок и резаков. Один из самых простых способов;
  • Прорезная. Узор, орнамент или сюжет сначала наносится на плоскую доску, а затем вырезается с помощью лобзика или ножа сквозь эту доску. То есть фон просто удаляется, остаются лишь линии орнаментов или элементы картин;
  • Накладная. Подвид прорезной резьбы, только вырезанный плоский рисунок наклеивается или прибивается к фону, которым служит элемент отделки дома или любая другая доска;
  • Геометрическая. Также относится к числу простых типов резки, при котором узоры создаются клиновидными и скобообразными выемками различной глубины и формы. Существует двух-, трех- и четырехгранная резьба, наибольшее количество узоров дает трехгранная;
  • Плоскорельефная. Относится к глухому (в отличие от прорезного) типу резки, при котором элементы рисунка объемные, но имеют одинаковую высоту над фоном. Фон может быть подобран, иметь подушечный или заоваленный контур;
  • Рельефная. В отличие от плоскорельефного типа, рисунок не просто объемный, он еще по-разному возвышается над фоном, каждая точка имеет свою высоту, плоские поверхности отсутствуют;
  • Объемная, или скульптурная. Наиболее сложный тип обработки, в результате которого получаются статуэтки и объемные скульптуры. Требует от матера не только умения работы с древесиной, но и высокого художественного вкуса, таланта и навыков скульптора;
  • Домовая. Включает в себя все перечисленные способы, используется в деревянном домостроении для украшения элементов внешней и внутренней отделки, перил, дверных ручек, подоконников, наличников, кровли и т.д.;
  • Художественная резьба бензопилой. Наиболее молодое направление, получившее популярность благодаря зрелищности и высокой скорости изготовления скульптур.

Скульптурная резьба считается самой сложной.

Виды резьбы

Контурная

Самый простой для работы своими руками способ.

Контурная резьба – это орнаментная резьба, которая была широко представлена в народном творчестве еще с 15 века. В России она была распространена в северных областях и Поволжье.

Станок для вырезания букв из дерева занимается контурной работой.

Техника напоминает гравировку, когда на изделие наносится рисунок, а затем по его линиям выполняется резка. Сами линии прорезаются изогнутой стамеской или ножом, таким образом, получаются полукруглые или треугольные канавки.

Техника напоминает гравировку.

Рисунки обычно простые, это могут быть узоры и орнаменты, изображения животных и людей. Сами изображения схематичны и гротескны, детализация, как правило, невысокая. Это могут быть вырезанные надписи из дерева, украшения на разделочных досках, узоры на элементах деревянной отделки.

Вырезание слов из дерева – пример контурной резьбы.

Прорезная и накладная

Пример прорезного рисунка.

Прорезная резьба по-другому называется пропильной или ажурной. Она отличается тем, что фон полностью удаляется путем выпиливания из доски лобзиком или выкружной пилой.

Здесь понятия «рисунок» и «фон» условны, так как элементы узоров и картин могут создаваться отверстиями, а оставшиеся части доски будут выполнять функции фона. Однако в профессиональной терминологии фоном называют удаляемую часть.

Прорезные и накладные элементы в отделке деревянного дома.

На доску сначала наносят рисунок в виде контурных линий, по которым затем выпиливают фон с помощью лобзика, пилы-курковки, выкружной пилы, напильника, рашпиля или вырезают его резаками. На лицевой части часто снимают фаски с углов или делают насечки, наносят контуры, создают объемные элементы.

Инструкция позволяет украшать лицевую часть дополнительными элементами.

Рельефная

Пример якутской рельефной резки.

Данный вид подразделяется на плоскорельефный и просто рельефный. Плоскорельефный отличается тем, что поверхность рисунка плоская и находится на одной высоте над фоном.

Фон может быть подобранным или подушечным. Самый простой вид – это резьба с заоваленным контуром. Она напоминает контурную резьбу, только глубина канавок намного глубже и грани рисунка скруглены.

Пример резьбы с заоваленным контуром.

Подушечный фон – это следующий шаг в сторону усложнения. В отличие от заоваленного контура, линии фона также заовалены, а сам фон опущен ниже уровня рисунка, но выше канавок. Наклон со стороны фона более пологий, при этом все грани фона заовалены и напоминают подушки.

Простой пример подушечного фона.

Обратите внимание

Подобранный фон – это когда весь фон опущен на уровень дна канавок, а края рисунка резко заовалены. При этом поверхность рисунка остается лежать в одной плоскости, хотя скругленные края могут создать впечатление объема.

Рельеф с выбранным фоном.

Натурально рельефная резьба бывает барельефной и горельефной и относится к разновидностям профессионального искусства. Элементы рисунков или узоров выступают над фоном на половину своей толщины или более, высота в каждой точке рисунка разная, в отличие от плоскорельефного, где рисунок лежит в одной плоскости.

Так выглядит настоящая рельефная картинка.

Объемная

Инструмент для вырезания по дереву объемных фигур необходим очень разнообразный.

Наконец, высший пилотаж вырезания по дереву – это объемная резьба. Суть явления понятна из названия – изготовление объемных деревянных фигур или скульптур.

Если рисунок на рельефных работах можно рассматривать только с одной стороны, хоть и под разными углами, то скульптуру можно рассмотреть с любой стороны под любым углом, поэтому художник должен выполнить ее максимально четко, ровно, с сохранением перспективы и пропорций. Малейшее несоблюдение этих принципов будет сразу заметно.

Изделия должны иметь безупречные линии и формы.

С помощью объемной резки выполняют настоящие произведения искусства – статуи, композиции, поделки, фигурные изделия и предметы. Резчик должен обладать всеми возможными навыками работы с деревом, а также быть настоящим художником, скульптором.

Это действительно сложный вид резки, который требует не только владения техникой резьбы, но и развитым художественным вкусом, чувством формы, талантом.

Настоящего скульптора отличает невероятное чувство формы.

Вывод

Обработка древесины выросла из ремесла в искусство, которое развивалось с доисторических времен и продолжает свое развитие сегодня. Чтобы получить более наглядное представление об этом искусстве, смотрите видео в этой статье.

Источник: https://rubankom.com/predmety/promysly/488-vyrezanie-po-derevu

Резьба по дереву – шедевры рук человеческих

Приветствую всех посетителей Творчества в подарок!

Сегодня я продолжаю идею тематических дней на сайте и посвящаю эту статью фантастическим шедеврам из дерева.

Резьба по дереву древнейшее искусство не только русского народа, но и других стран мира.

Разглядывая работы мастеров не перестаешь удивляться как простой кусок дерева оживает в невероятные образы.

Важно

В своей статье я предлагаю подборку прекрасных работ современных художников. Их работы не могут не вдохновлять. Вглядываясь в них видно, что мастер вложил в каждую деталь свою душу. Такие творения всегда оставляют теплый след в сердце созерцателя.

Надеюсь, просмотрев эту статью до конца, вы получите хорошую порцию положительных эмоций и творческого вдохновения. Желаю приятного просмотра!

Удивительные работы с русской душой создает Кронид Александрович Гоголев.

Резьба по дереву Андрея Сагалова.

А это работы Байкова Михаила.

Потрясающие скульптуры создает Роман Грюк.

Mike Stinnett делает удивительные трости из дерева с изображением змей.

Динамичные скульптуры Martin Eichinger.

Необъятные крылья Jason Tennant из  США.

Keiji Kidokoro создает удивительные скульптуры животных.

Собаки Swiss Walnut.

Потрясающе натуралистичные работы Николая Пирязева.

Современный итальянский скульптор Willy Verginer из своих скульптур создает многогранные композиции, в которых загадочно сочетаются цвет и фактура дерева.

В мастерской Богдана Грицак творятся настоящие чудеса! Посмотрите на его работы из дерева.

А вот какие работы создают женские руки Lоna Hymas-Smith.

Скульптуры от A.Willburger.

Слон Сергея Бычкова.

Потрясающие работы еще одного итальянского скульптора Giuseppe Rumerio.

Резные ложки из дерева от Giles Newman.

Неподражаемые работы Александра Пантешина. В его работах очень хорошо чувствуется русская душа.

Мастер Nino Orlandi представил миру свои работы в виде книг. Смотря на эти творения даже не верится что материалом для их создания послужило дерево.

Продолжать перечислять гениев резьбы по дереву можно бесконечно. Деревянные шедевры всегда будут восхищать миллионы людей по всему миру. Этот вид искусства открывает невероятные возможности человеческих рук. Глядя на все это великолепие понимаешь что тандем творческого потенциала с гениальной мыслью человека не остановится ни перед чем.

Благодарю что дочитали статью до конца. Понравилась ли вам подборка материала? А какие виды творчества вдохновляют вас? Очень интересно узнать ваше мнение. Оставляйте свои комментарии и пожелания в конце статьи. Буду вам очень благодарна.

На этом сегодня у меня все. Желаю всем творческих успехов и всего самого доброго!

ХОТИТЕ ПОЛУЧАТЬ ОБНОВЛЕНИЯ БЛОГА И УЗНАВАТЬ ОБО ВСЕХ СОБЫТИЯХ ПЕРВЫМИ ?

ПОДПИШИТЕСЬ НА НОВОСТИ ТВОРЧЕСТВА!

Источник: http://tvorchestvovpodarok.ru/rezba-po-derevu/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector